пятница, 18 сентября 2009 г.

Мастер-класс Джона Уитмора, или мысли о коучинге

Друзья мои, у меня просто нет слов. На событии которое проходило 12-13 сентября прозвучало столько новостей от компании что просто срывает голову. Разве могли мы раньше представит что такие преподавателе нас будут обучать? Робин Шарма приезжал в Москву и проводил 6 часовой тренинг для студентов  ISIF, вы только вдумайтесь 6 часовой когда тренинги господина Робина Шарма обычно длятся 75 минут. Но и это еще не все скоро нас будет обучать один из лучших коуч-тренеров сэр Джон Уитмор. Не буду долго говорить прочитайте лучше один из его мастер-классов который он проводил в России.

Сэр Джон Уитмор (John Whitmore) выступил перед российской аудиторией 22 октября 2007 года в рамках мастер-класса «Принципы «Внутренней игры». (Организаторы мероприятия -  Performance Consultants International и Coach Skill).

Уитмор известен в России, прежде всего, благодаря своим книгам о коучинге, которые были переведены на русский язык первыми из зарубежных работ в этой области.

Джон Уитмор считается основателем бизнес-направления в коучинге. В прошлом успешный автогонщик, неоднократный призер британского и европейского чемпионатов Saloon Car, владелец дизайнерского агентства, входящего в состав компании Форда, Уитмор в течение долгих лет после завершения своей спортивной карьеры изучал психологию в США.

В 1992 году сэр Джон Уитмор впервые опубликовал свою работу «Coaching for Performance», где рассказывал о возможностях коучинга в деловой среде, его влияние на эффективность работы людей, давал практические советы и упражнения. Впоследствии книга не единожды дорабатывалась и переиздавалась.

Первый перевод книги Уитмора на русский язык вышел в издательстве «Финансы и статистика» в 1996 году (переводчик А. П. Колесник). Это была одна из первых работ по коучингу в постсоветской России. Перевод названия звучал как «Коучинг - новый стиль менеджмента и управления персоналом». В 2005 году Международная академия корпоративного управления и бизнеса (МАК) выпустила другую версию перевода книги Уитмора под названием «Коучинг высокой эффективности».

Согласно Уитмору, коучинг — понятие очень широкое, состоящее из целого спектра значений. Один край этого спектра упирается в коучинг как общую культуру управления компанией, а другой — в коучинг как метод разрешения личностных кризисов успешных людей. В середине этого спектра есть масса решений и возможностей использования технологии коучинга.

«Если вы попросите меня дать определение коучинга, я сначала вспомню, какой сегодня день недели, и какое определение коучинга я даю в этот день. Конечно, это шутка, но в ней есть правда — определения коучинга нет. Их так много, что можно определять, что такое коучинг, целый день», — утверждает Уитмор.

«Обратившись к спорту, откуда коучинг ведет свои истоки, мы видим, что прямой противоположностью коучингу является традиционная тренерская работа, — рассказывает Джон Уитмор. — Традиционно тренер дает спортсменам инструкции, как надо делать то или иное упражнение, как нужно управлять своим телом, показывает пример на себе. Коуч же создает возможность спортсмену самому приспособиться к выполнению упражнения наилучшим образом. Он просто задает вопрос: «Как вы думаете, что может позволить вам плыть быстрее?»

В качестве примера сэр Джон Уитмор показал участникам мастер-класса видеоролик, где он демонстрировал возможности коучинга менеджерам английского банка. Уитмор вызвал к себе два добровольца. Перед ними стояла задача за 20 минут обучиться игре в гольф. Одного добровольца инструктировал чемпион по гольфу, тренер, а другого — коуч, Уитмор. Тренер начал с рассказа подопечному о том, как держать клюшку, как ставить ноги, какой должен быть удар и т. д. Уитмор же интересовался у участницы:

— Как вы думаете, что вам сейчас надо сделать?

— Ударить по мячу.

— Как вам удобно держать клюшку? Так? Теперь просто ударьте по мячу, попробуйте, почувствуйте его.

— Получилось.

— Что бы вам хотелось улучшить в ударе?

— Сделать удар более мягким.

— Что для этого вы можете сделать?

— Придать плавности рукам, не напрягать их так сильно.

— Попробуйте.

— Получилось.

— Оцените по 10-ти бальной шкале мягкость этого удара.

— 6.

— Попробуйте еще. А теперь?

— 8.

— А еще что бы вам хотелось улучшить в ударе?

— Силу. Сейчас она была на 4.

— Попробуйте еще раз, сконцентрируйтесь на силе удара. На сколько сейчас получилось?

— На 6.

И т. д.

В конце эксперимента было видно, как мучается доброволец, оказавшийся у тренера-инструктора: его тело зажато, он пытается повторить сложные махинации с клюшкой, но у него не получается. Подопечная же Уитмора вышла довольной. По ее словам, в гольф играть легче, чем она думала раньше.

«Кстати, Новая Зеландия в спортивной тренерской работе полностью перешла на метод коучинга», — с удовольствием сообщает Уитмор залу. «Я работаю со спортивным комитетом этой страны. Недавно у них прошла конференция тренеров по регби, я выступал на ней. Основной мой посыл к ним был такой: „Бизнес понимает в тренировке уже больше, чем вы. Они там уже научились достигать великих побед. Некоторые из вас работают спортивными коучами по 30 лет, но вы так ничего и не узнали о коучинге“. Жестковато, конечно, но они вдохновились».

«Коучинг — это технология, у которой в бизнесе гораздо больше возможностей применения, чем в спорте. В бизнесе он применяется уже 25 лет», — продолжает Уитмор. По его мнению, коучинг может решать различные задачи:

Планирование, подведение итогов

Делегирование

Решение проблем

Ассессмент, аттестация

Налаживание взаимоотношений

Личностное развитие

Обучение новым навыкам

Сплочение команды

Само-коучинг

и т. д.

Далее Уитмор говорил о важности эмоционального интеллекта для бизнеса. Согласно исследованию, проведенному Даниэлом Голманом (Daniel Golman), эмоциональная компетентность в два раза важнее интеллекта.

Исследование Даниела Голмана

Уитмор считает, что образовательная система упускает такую важную составляющую, как развитие эмоциональной компетентности. Одна из задач коуча — развивать ее.

В процессе своей работы коуч должен понять, что происходит внутри человека, что лежит за его поведением. Чтобы осознавать процессы, происходящие в умах других людей, необходимо научиться понимать самого себя. «Самосознание позволяет видеть четче других людей. Когда я осознаю себя, я могу управлять собой», — говорит Уитмор, предлагая тренировать себя каждый день. «О чем вы чаще думаете: о прошлом или будущем? Думаете ли вы о настоящем? Когда вы идете от машины до двери офиса, думаете ли вы о том, как вы идете? Слушаете ли себя? Концентрируетесь ли на своих ощущениях, эмоциях, мыслях? Вот, что я называю самоосознанностью — нахождение здесь и сейчас, не впереди в будущем, не в прошлом...»

Уитмор переходит к небольшому упражнению. «Подумайте, что лежит за поведением того человека, который вам нравится. Возможно, в вашем детстве был такой человек, чей приход вас всегда радовал. Это могла быть бабушка, друг родителей или кто-то еще. Вспомните, что делал этот человек? Каково было его поведение по отношению к вам?» Опрос людей во всем мире обнаруживает схожесть ответов.

Этот человек:

— относился ко мне как к равному;

— выслушивал мое мнение;

— верил в меня, что я смогу;

— бросал мне вызов;

— доставлял удовольствие, пробуждал энтузиазм;

— давал безопасность, заботу, поддержку;

— проявлял доверие, уважение;

— уделял мне время и свое полное внимание.

«Это тот фундамент, без которого нельзя стать хорошим коучем. Ваши бабушки или те люди, которые проявляли себя, таким образом, конечно, не учились коучингу, они были „природными“ коучами, но у них есть, чему поучиться. Вспоминайте их чаще. И еще, вы должны как можно больше практиковаться в коучинге. Когда вы практикуете, вы должны всегда осознавать себя. Если вы не будете этого делать и не будете понимать те тенденции, которые вас ведут, вы не сможете коучить», — продолжает Уитмор. «Вы, например, должны осознавать, что в данной части разговора вы пытались навязать свое решение человеку, и стараться этого не делать в будущем. Это пример самосознания. Самое сложное в коучинге — перестать инструктировать другого человека».

«Эмоциональный интеллект — это коммуникация, отношения, способ существования. Коучинг — это поведение, практика вашего эмоционального интеллекта. И коучинг, и EQ — два бесценных жизненных навыка, которые можно и нужно развивать. Коуч не может не быть эмоционально интеллектуальным человеком».

«Для тренировки: когда кто-то нудно и неинтересно рассказывает историю, вслушивайтесь в тон голоса, в его звучание, обращайте внимание на паузы, смотрите в лицо собеседнику и задайте себе вопрос: для чего, почему этому человеку хочется рассказать эту историю? Возможно, это будет потребность во внимании, или печаль, которая гложет рассказчика, или что-то еще».

Название мастер-класса Уитмора «Принципы «Внутренней игры» раскрывает подход, предложенный Тимоти Голви (Timothy Gallwey), который написал серию книг о «Внутренней игре». «Это первая серьезная книга о коучинге, в которой Тимоти заложил его основу. Вообще, тема тенниса очень важна для коучинга. Внутренняя игра — это то, что происходит у тебя внутри. Это преодоление внутренних препятствий, в этом случае и внешняя игра становится легка и препятствия легко преодолеваются. Наша эффективность равна нашему потенциалу минус страхи (внутренние препятствия). Если мы сможем избавиться от внутреннего вмешательства, препятствия — страха — мы добьемся наибольшей эффективности. Тимоти писал: „Соперник внутри твоей головы гораздо опаснее, чем стоящий по другую сторону сетки“. Как же он прав!».

Основными принципами коучинга Уитмор назвал осознанность и ответственность. А главными навыкам он считает эффективные вопросы и активное слушание.

В процессе коучинге есть 4 этапа — это не весь процесс коучинга, а одна из моделей, т. е. инструментов, которые в нем используются, каждому из которых соответствует свой тип вопросов:

Р — Расстановка целей — Что ты хочешь?

О — Окружающая реальность — Что происходит сейчас?

С — Список возможностей — Что ты можешь?

Т — Твоя воля — Что ты будешь делать?

Вопросы коучинга должны быть 1) открытые (Что? Где? Когда? Кто? — факты); 2) исследовательские (Насколько? Как часто? Сколько всего? — детальные факты).

Говоря о коучинговом стиле управления, Уитмор согласился, что в крупной компании невозможно обучить технологии коучинга сразу большое количество менеджеров, поэтому оправданным он считает вариант, когда сначала формируется пул внутренних коучей, которые, в свою очередь, передают навыки менеджерам.

При коучинговом стиле управления руководитель направляет подчиненного, дает ему возможность подумать самому и предложить свои варианты решения задачи, а потом выбрать самое подходящее решение.

Но не нужно злоупотреблять вопросами по отношению к своим сотрудникам. Нельзя совсем отказываться от инструкций, в некоторых ситуациях они необходимы. «Если ваш ребенок несется к дороге с проезжающими машинами, вы не будете мучить его вопросами: „Как ты думаешь, что случится, если ты выбежишь на дорогу?“. Уверен, вы просто крикнете ему „СТОП!“. Так и в коучинге — иногда нужна простая инструкция, а иногда можно и вопрос задать, чтобы продвинуть человека дальше. Коучинг — это не простое задавание вопросов, это настоящее понимание людей».

В свой мастер-класс Уитмор включил и разговор о различных психологических моделях, например, о пирамиде потребностей Маслоу.

Уитмор представил модель Маслоу с последним уровнем — «Самоактуализация», о котором Маслоу говорил в конце своей жизни.

Пирамида Маслоу

«Мы фокусируем наше внимание на низшем уровне потребностей, который пока не удовлетворен. Люди, живущие в беднейших странах Африки, находятся на самом низком уровне модели потребностей Маслоу. Когда удовлетворены потребности более низкого уровня, начинают становиться актуальными потребности следующего уровня. Так, 200 лет назад большая часть населения Земли находилась на первых уровнях. В настоящее время значительное количество людей передвинулось на уровень „статуса и признания“. Следующий уровень — „вера в себя“ — это тоже необходимая потребность, и когда она становится самой важной для человека, люди бизнеса (владельцы компаний, управленцы) должны удовлетворить ее, иначе сотрудники не будут к нам лояльны.

Когда люди уже частично преодолели границу между уровнем „статуса и признания“ и „верой в себя“, у них должно быть больше выбора, больше ответственности, больше свободы. Именно лучшие люди компании уже преодолели этот барьер. Даже если таких „продвинутых“ — два человека, то стиль управления компании должен перейти от директивного стиля управления к управлению в стиле коучинга.

Именно поэтому коучинг как индустрия так сильно вырос за последние 25 лет. Ибо все больше и больше людей достигли этого уровня. Коучинг нацелен на развитие ответственности, и бизнес должен это признавать и поддерживать.

Мы живем в очень интересное время: еще очень много людей, которые переходят с уровня „статус и признание“ на уровень „вера в себя“, поэтому коучинг, как развивающая технология, будет продолжать расти на наших глазах».

«Коучинг — это технология, приемлемая для большого количества людей. Его техника близка к психотерапии, но не аналогична ей.. Если у вас есть психотерапевт, то люди думают, что с вами что-то не так, а иметь личного коуча даже престижно».

— Интересно, сколько часов сам сэр Уитмор проводит за коучингом? Каков у него «возврат на инвестиции»? — с таким вопросом Trainings.ru обратился к одному из организаторов мастер-класса, коуч-консультанту Алие Кусепгалиевой.

— Он использует любую возможность и беседу с любым собеседником для полного осознавания того, что он говорит и делает в каждый момент времени. В беседе со мной он много раз обращал внимание на то, как я реагировала на его слова и каждый раз это был момент рефлексии: он проговаривал, что происходит, почему он сформулировал фразу так, а не иначе, какое побуждение за этим стояло и что ему надо сделать, чтобы изменить внутреннюю ситуацию, если он считал, что это необходимо.

Я думаю, что эти его усилия и дают ему возможность быть одним из самых лучших коучей в мире. Постоянный личностный рост и стремление изменить себя, изменить мир, чтобы он стал лучше; реальные изменения в области охраны окружающей среды, которым он способствует, создание устойчивого возобновляемого мира — то во, что он вкладывает силы и страсть — это и есть самый что ни на есть реальный возврат на инвестиции.

Trainings.ru задал несколько вопросов сэру Джону Уитмору.

— Начну с провокационного вопроса. Недавно Workforce.com опубликовал результаты исследования в области коучинга. 60% респондентов из различных компаний сказали, что коучинг почти не имел воздействия на продуктивность их работы. 54% считают, что коучинг также практически не влияет на удовлетворенность работой. Прокомментируйте, пожалуйста, эти данные. Неужели коучинг не работает?

— Я не знаю, каковы были критерии этого исследования. Я видел результаты опросов, где положительная обратная связь составляла 70%. Чтобы комментировать подобные вещи, необходимо понимать, как именно им был предоставлен коучинг и т. д.

— Что, на ваш взгляд, более эффективно: пул внутренних коучей или группа менеджеров, обученная навыкам коучинга?

— Менеджеры не становятся коучами, они просто используют эту технологию в своей повседневной работе. К тому же, в крупной организации невозможно обучить технологии коучинга сразу всех менеджеров. Тогда становятся необходимы внутренние коучи, которые будут выступать промежуточным звеном между внешним консультантом и менеджерами компании.

— Чем коучинг отличается от тренинга личностного роста?

— Технологии разные.

— Возможен и эффективен ли коучинг посредством интернет (в письменном виде, я не имею в виду интернет-телефонию)?

— Коучинг по переписке неэффективен. По телефону — да, возможен. Необходимо слышать голос друг друга. Когда мы пишем письма, особенно e-mail, мы не можем передать тон голоса, паузы и т. д., а это очень важно.

— В чем различие между коучингом и каунселлингом (counseling) — консультированием? И нужно ли использовать каунселлинг в организациях?

— Каунселлинг ближе к психотерапии, это нечто среднее между психотерапией и коучингом. Но если у вас есть навыки психотерапевта, то не отказывайтесь их использовать в коучинге, если они необходимы.

— В чем принципиальные различия коучинга и менторинга?

— Менторинг — это метод обучения. В менторинге может использоваться технология коучинга. С ней он, по моему мнению, становится более эффективным. Главной задачей менторинга является ввод в организацию нового человека, часто занимающего какую-либо руководящую должность. Обычно ментора дают молодым лидерам. Ментор выступает «защитником» этого человека внутри компании. Передает ему свои знания, в некоторых случаях опыт. Может помогать в развитии карьеры в компании.

Отлично, когда менторинг осуществляется в стиле коучинга, через вопросы, а не через инструкции.

Спасибо.

При ре-публикации материала ссылка на www.Trainings.ru обязательна с сохранением всех ссылок в тексте.

 

С такими преподавателями мы очень скоро будем на вершине успеха.

Александр Юровский

www.jualex.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий